"Мебель" - от латинского mobilis - подвижный. В разные века у человека были самые разные
представления о мебели. Когда-то она действительно была подвижной и мобильной, в другие
времена – настолько громоздкой и тяжёлой, что значение слова mobilis совершенно теряло
своё значение. Однако назначение мебели остаётся неизменным уже тысячи лет. Она призвана
облегчать быт человека, создавать интерьер, дарить уют и комфорт.
В древности люди уже знали все основные виды мебели - стул, стол и сундук (прапрадедушка шкафа).
Древний Египет и Месопотамия (V-I тысячелетия до н.э.) знали скамейки, треногие табуреты, стулья,
кресла, столы, кушетки и сундуки. Производили их из разных пород дерева, тростника, пальмовых
листьев, сухожилий животных, кожи и др. Удобную в современном понимании форму, практичность и
привлекательность мебель приобретает в античные времена. Древнегреческие и римские художники
умели находить баланс между простотой, утонченностью, реализмом и комфортом. Именно они
разработали классические мебельные формы, которые стали образцами для последующих стилей. В
античной мебели были популярны различные виды орнаментов, основания в виде звериных лап и фигур
грифонов. В это же время появляются первые складные стулья и столы.
В XII веке вырастают жизненные запросы дворянства, что приводит к появлению роскошной обстановки
после аскетичной мебели средних веков. Растут города, развиваются пространственные искусства,
что вызывает подъем ремесленного мастерства мебельщиков. Возникают конкуренция и узкая
специализация - выделяются столешники, сундучники, шкафники. А изобретение в XIV веке
"лесопильной мельницы" облегчило изготовление тяжелых конструктивных элементов мебели.
В начале XVII века наблюдается очередное повышение жизненного уровня, что приводит к желанию
иметь ещё более роскошную "жизненную среду". Именно в этот период мебель стала привычным
повседневным реквизитом - предметом интерьера.
Сундук - объект творческого интереса и символ благосостояния семьи - украшался изящными
фронтонами, розетками, крестоцветами, человеческими фигурами, на передней стенке красовались
рельефы и ряды стрельчатых аркад. Сундук послужил родоначальником нового вида мебели.
Поставив друг на друга два сундука, человек получил шкаф.
Параллельно развивались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками,
круглые и овальные, опирающиеся на широкие боковые щиты.
Центральное же место в убранстве жилища занимала кровать. На юге она стояла на приступках,
а на севере снабжалась балдахином. В XVI веке во Франции и Голландии кровать часто
встраивали в деревянную обшивку стены.
Стили всегда органично развивались друг из друга. Исключение составил ренессанс, который
через тысячелетие взял за основу художественное наследие античности. Для мебели ренессанса
характерны четкая форма и активное использование в оформлении архитектурных элементов.
Родиной всех новых форм художественного выражения, как мягкой мебели, так и корпусной,
стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) проектируется как архитектурные сооружения.
Используются колонны, пилястры, растительные орнаменты, гермы, купидоны, гротески,
арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и др. Цветовое решение
мебели этого периода сдержано. В почёте естественный цвет и текстура древесины,
покрытая воском. В это время был изобретен станок для выработки фанеры.
Заказчик становится более требовательным, и над созданием мебели уже трудятся не
только мастера-ремесленники, но и проектировщики - художники, делавшие для них эскизы.
Поэтому до нас дошло большое разнообразие образцов и направлений мебели ренессанса.
Мягкая мебель -
диваны
и кресла того периода – это настоящие произведения искусства.
В разные исторические отрезки времени совершенствовалась технология изготовления мебели, использовались новые и новые материалы. Неизменным осталось лишь одно - желание человека поспать в уютной кровати, пообедать за столом, располагающим к трапезе или «нырнуть» в мягкий и удобный диван, чтобы посмотреть телевизор или почитать газету.