И прежде всего, по стилевому решению фасадов, которое может как детально копировать исторические аналоги, так и являться авторской интерпретацией того или иного известного направления, порой достаточно условной. Но есть и другая архитектура, подчиняющаяся не столько исторически сложившимся традициям, сколько стремлению автора проекта выразить в застывшей форме собственные представления о мироздании.
Основа основ
Пожалуй, никакие статистические службы не дадут точного ответа на вопрос, какое стилевое направление пользуется наибольшей популярностью. Однако достаточно проехать по Рублевке, чтобы развеять все сомнения. Конечно же, классика, уже во времена Вольтера и Наполеона наделяемая эпитетами “нестареющая” и “вечная”. И если в эпоху неоклассицизма архитекторы неукоснительно следовали древнегреческим образцам, то сегодня этот стиль получил весьма широкую интерпретацию. Среди общего многообразия можно объединить в одну группу проекты домов, отличающихся характерным приемом в решении фасадов, — несмотря на объем сооружения, который может иметь один или несколько этажей, покрыт плоской или четырехскатной кровлей, быть в плане симметричным или образовывать загадочные геометрические фигуры, в декоре дома всегда используются характерные классические элементы. Это пилястры и полуколонны дорического, ионического, коринфского ордера, балюстрады, руст, арочные проемы с замковым камнем, стилизация двускатных кровель под фронтоны (классические и раскрепованные) и т.д. Ярким примером подобной интерпретации классического стиля могут послужить проекты домов архитекторов Дмитрия Радыгина и Татьяны Пехтер, а также Алексея Иванова.
Тем, кого привлекает эстетика строгих выверенных форм, но кому претит излишняя помпезность, можно посоветовать обратиться к средиземноморскому стилю — опосредованному и стилизованному варианту все той же классики. Загородные дома, решенные в этом ключе, отличаются, прежде всего, отделкой фасадов натуральным или искусственным камнем. Вполне уместным здесь окажется и такой характерный для древнеримской архитектуры элемент, как аркада. Например, в своем проекте архитектор Дмитрий Абрамишвили умело использовал ее и в качестве конструктивной детали (крыльцо главного входа), и исключительно для декоративного оформления фасада, обращенного во внутренний двор.
Конечно, хорошо иметь твердые намерения построить дом в том или ином стиле. Однако случается и так, что человека одновременно могут привлекать и гармония классических элементов, и лаконичность предельно простых форм. Остановить выбор на чем-то одном довольно сложно. Проект дома архитектора Алексея Иванова доказывает, что все можно сочетать в одной конструкции. Портики и галереи в этом доме не выглядят чужеродными рядом с простыми прямоугольными объемами со сплошным остеклением, характерными для неоконструктивизма. Благодаря точно выверенным пропорциям разные стилевые направления мирно сосуществуют.